Река детства.
Всем привет! Наконец-то, с рыбалкой, добрался до родной У̀сманки. Много раз уже собирался, но по неведомым причинам всё время откладывал поездку. И каждый раз проезжая мимо реки, где-то в глубине души звучал вопрос: «Ну, когда же?»
Небольшая она, всего-то 150 км от истока и до устья. Глянешь так на карту нашей Воронежской области, а среди могучих Дона и Хопра не видать её вовсе. Берёт своё начало в районе с. Московка Липецкой области, не спеша течёт на юг вдоль полей и лесов, но потом, словно одумавшись, круто забирает в сторону и начинает «бежать» уже на север, где и вливается в более крупную реку Воронеж.
Но, несмотря на свои скромные размеры, У̀сманка всегда будет очень родной и дорогой сердцу, ибо детские годы неразрывно связаны с этой речкой. Всё лето босиком носились мы по её берегам, учились плавать, не вылезая из воды часами. А потом, стуча зубами и с посиневшими губами, долго отогревались под лучами палящего Солнца на песчаных отмелях, после чего жадно накидывались на припасённые хлеб, огурцы и помидоры, которые на свежем воздухе, почему-то, всегда становились гораздо вкуснее. Тогда деревья были молодыми, трава зеленее, а путешествие по реке за несколько километров от дома выглядело несусветным и опасным приключением.
Соответственно и первые рыболовные опыты были получены именно на У̀сманке, когда весёлой оравой бродили вдоль берега с куском марли, «шебуршили» ногами по кустам, загоняя некрупных плотвичек, силявок и окушков. Немного повзрослев и откопав в сарае старую бамбуковую удочку, бежал я по залитому прохладным предрассветным туманом полю на берег реки, гремя на всю сонную округу молочным бетоном, в который складировал свой улов. А там, насадив на крючок червяка или хлебный мякиш, бросал поплавок из гусиного пера в один из тихих затонов и затаившись ждал поклёвку. Давно это было, кажется, целая жизнь прошла…
Конечно, за прошедшие годы У̀сманка сильно изменилась и, к сожалению, не в лучшую сторону. Помелела и как-то ослабела. Берега её, как бы протягивая песчаные «руки» всё дальше и дальше, заметно отвоёвывают у воды протяжённые участки, которые довольно быстро зарастают тростником и рогозом. В тех местах, где когда-то располагались глубокие тёмные омуты, из которых мужики по ночам бреднем доставали огромных щук и упитанных красноглазых линей, давно уже только ветер перетирает сухой песок да, местами, растут полевые цветы. Кое-где, река и вовсе превратилась в небольшой ручеёк, текущий между редкими плёсами, иногда совершенно пропадая, прячась от людских глаз под землю.
Не частыми стали и прежние постоянные дюжие весенние разливы, когда вода заполняла все пойменные луга на многие километры подобно бескрайнему морю, которое по ночам казалось таинственным, абсолютно чёрным и просто бездонным.
Конечно же не обходится и без пагубного вмешательства человека. На всём протяжении река испытывает огромный прессинг: застраиваются берега, без зазрения совести сливаются в неё нечистоты и прочая гадость. Не железная ведь она, когда-нибудь не сдюжит… Как тут не вспомнить слова, которые произнёс Ракан из фильма «Через тернии к звёздам»: Наша планета — наш дом, и мы не можем из него уйти. Мы утешали себя, что природа мудрая, что она сама найдёт путь к спасению… «Пока ещё шумят наши леса и смеются наши дети, пока ещё богаты наши недра и поют птицы — на наш век хватит!»,— говорили мы… А вот не хватило!
Ну а теперь, немного о самой рыбалке. Итак, в начале шестого утра прибываю на берег реки. Рыбаков практически нет, только вдалеке, под кустом притаился дедок, даже не сразу заметил его. Как потом оказалось, ловил он щуку на поплавочную снасть, но преуспеть в этом деле ему не удалось… Замешиваю две пачки недорогой прикормки, сдобренной шоколадным ароматизатором. Дистанцию выбрал под противоположным берегом, перед началом бровки, что составило всего 26 оборотов, глубина в районе 4 м. Монтаж: Петля Гарднера, кормушка 50 грамм, поводок 0.1, крючок 17 номера, под деликатную насадку в виде пары мотылей или 1-2 опарышей. Рыбка на прикормку отозвалась практически сразу. Небольшая плотвичка и уклейка собрались на угощение и уверенно загибали квивертип. А спустя какое-то время, на точке обосновался небольшой щурёнок, который как-то неумело пытался кого-то поймать. Впрочем, улов сегодня был совершенно не важен. Гораздо приятнее было снова оказаться на родной реке и погрузиться в пучину воспоминаний.
Красочным калейдоскопом всплывали немеркнущие образы из прошлого, навсегда засевшие где-то в потаённом уголке подсознания: как весной, по колено в холодной воде, собирал на прибрежной растительности ручейника; как «топтал» на мелководье вёртких пескав, на которых потом удил желтобрюхих упористых окуней; как ловил в окнах травы щурят на живца… И, наверное, никогда не забудешь народные названия участков речки: Широкая, Бродок, Колодка, Трёхметровка, Ключик…
После 9 утра противный ветер поменял своё направление и начал дуть прямо в лицо, при чём порывы были такие, что пару раз чуть не унесло на луг вместе со всем скарбом, хорошо хоть зонт немного защищал. Продержался я часов до 10, отпустил скромный улов и начал, не спеша, собираться.