Продолжаю отчет
В плане массовости участников опасения организаторов турнира оказались напрасными. Не сбылись и мрачные прогнозы синоптиков. Точнее сбылись, но с точностью до наоборот. Вместо обещанного похолодания пришло долгожданное потепление. И утром в субботу в районе пляжа Пески, который второй год подряд принимал участников природоохранной акции, стояла практически идеальная погода.
Безоблачное небо, постепенно разогревающее атмосферу солнце, полный штиль и, как следствие, абсолютно ровная гладь Воронежского водохранилища, которую лишь эпизодически тревожили лысухи и стайки мелкой уклейки, разбегающейся в стороны от неведомого хищника. Казалось, что сама природа, оценив значимость турнира, сделала свой шаг навстречу участникам, отлично понимая, что те в скором времени ответят ей взаимностью.
Но перед выходом на воду командам еще предстояло пройти через обязательные процедуры регистрации, инструктажа и торжественного открытия турнира. Понятно, что не официальные церемонии определяют лицо соревнований, но и они заслуживают нашего внимания хотя бы потому, что позволяют подчеркнуть статус мероприятия, равно как и то, что оно проводится на абсолютно законных основаниях.
Ведь один только выход на воду 20 апреля уже считался бы нарушением нерестового запрета. Точно так же незаконным было бы любое изъятие из водоема запрещенных орудий лова: делать это могут только представители природоохранных структур, но никак не сами рыболовы (докажи потом, что в лодке не твоя сеть!).
Поэтому все участники турнира по вылову сетей в день проведения мероприятия становились как бы внештатными общественными инспекторами, действующими под присмотром курирующих структур. А именно, Верхнедонского отдела рыбоохраны Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства (проще говоря, рыбинспекции), областного департамента экологии и природопользования, отдела ГИМС МЧС России по Воронежской области, ихтиологических служб, отвечающих за мониторинг рыбных запасов и т. д.
И только после выступления представителей всех вышеперечисленных структур и блиц-совещания с капитанами команд на предмет возникновения различных нештатных ситуаций на воде, началось основное действо турнира по вылову сетей. О чем возвестили выстрел стартовой ракеты, сначала нарастающий, а потом удаляющийся рев лодочных моторов, и череда накативших на берег волн.
Большинство из заявленных команд уже не первый год участвовало в этом своеобразном эко-субботнике, и приобретенный опыт подсказывал им правильную тактику поведения на водоеме. Ни к чему жечь литры бензины и пытаться объять необъятное, курсируя по всей акватории Воронежского водохранилища. Лучше действовать, условно говоря, «квадратно-гнездовым способом» и тщательно обследовать определенный участок водоема. Сетей, как показывает практика, полно везде, и далеко за ними ездить не надо, теряя при этом драгоценное на пятичасовых соревнованиях время.
Поэтому все участвующие команды как бы разделились на две группы. Одна группа осталась бороздить район плавней. Другая же – отправилась вверх по Воронежу. Но выше Чертовицка так и не продвинулась: сетей хватало и на нижнем участке реки. А особенно повезло тем командам, что решили пройти по затонам Воронежа. Им даже пришлось возвращаться на базу, чтобы разгрузить лодки и уже налегке продолжить соревнования.
Тем временем на берегу судьи уже вели предварительный подсчет результатов, действуя по давно отработанной системе, которая, как нам кажется, требует некоторых пояснений.
Дело в том, что природоохранные структуры в случае, когда речь идет об изъятых из водоемов запрещенных орудиях лова, всегда ведут свои расчеты в метрах. Но организаторы турнира изначально пошли по другому пути. Ведь основу «уловов» составляют старые прогнившие сети, доставляемые на берег в специальных мешках. Распутать их, дабы вычислить длину, уже не представляется возможным. Поэтому «уловы» и взвешивают, как на обычных соревнованиях по рыболовному спорту.
Но при этом применяется своя система коэффициентов. Все доставленные на берег сети делятся на три вида. Первые вид – это свежепоставленные орудия браконьерского лова, которые отличает не потемневшая леска, отсутствие водорослей, ракушек и т. д. Вес таких сетей, с которых предварительно срезаются все грузила, сразу же напрямую заносится в протокол соревнований.
Второй вид – сети, некоторое время постоявшие в водоеме. Они куда тяжелее первых из-за налипших водорослей, листвы, прочего мусора. Поэтому вес таких сетей перед занесением в протокол делится надвое.
И, наконец, третий вид. Условно говоря, «прошлогодние сети» (хотя они могут находиться в водоеме и по нескольку лет или, наоборот, захламиться за пару месяцев). Их даже и сетями назвать сложно. Скорее, это сгустки гнилой лески, водорослей, ракушек и тухляка рыбы (всех живых представителей ихтиофауны участники турнира выпутывают и выпускают в родную стихию). И вот вес такого «лова» сначала делится на три и только потом заносится в протокол.
Теперь осталось понять, как эта система подсчета применяется на практике. Согласно протоколу XI Турнира по вылову сетей его участники общими усилиями выловили порядка двухсот килограммов запрещенных орудий лова. Но, как показывает многолетняя практика, свежепоставленные сети составляют только процентов 10–15 от общего «улова». А в основном рыбаки цепляют различными тралящими приспособлениями сети третьего вида. То есть тот самый тухляк, который и наносит максимальный вред водоемам и их обитателям. Соответственно, нетрудно подсчитать, что фактический улов 24-х команд (иными словами, его чистый вес) составляет примерно полтонны.
Если же потребуется перевести результаты турнира в метрическую систему, то существует простая и неоднократно проверенная формула: 1 кг «прошлогодних сетей» в среднем равняется 10-ти метрам. То есть из водохранилища и реки Воронеж на последнем турнире было изъято порядка пяти километров сетей, или 50 запрещенных орудий лова стандартной длины в сто метров.